Фронт в проекте строится по старой доброй схеме с пассивным разделительным фильтром. Готовых комплектов эстрадной компонентной акустики в природе конечно же нет, поэтому вся акустическая система разрабатывается с нуля, собственными силами. 
Зачем нужно городить кроссовер, если можно просто и легко сделать поканалку? 
Выбирая такую схему мы убиваем сразу трех зайцев:

 

  1. Экономим на усилителях. Для работы фронта понадобится всего один 2-канальный усилитель. Не важно сколько динамиков в него будет входить, их все равно можно скомпоновать таким образом, чтобы общее сопротивление акустики было в пределах допуска усилителя. А усилитель будет не слабый и не дешевый. Отказываясь от поканалки мы экономим уйму денег.
  2. Оптимизируем проводку. Один усилитель потребует меньше проводки, как акустической, так и силовой. Например акустического кабеля понадобится всего по одной протяжке в каждую дверь не зависимо от количества динамиков в обшивке.
  3. И последнее, но главное - фронт с кроссовером значительно качественнее звучит. Вся акустическая система поет как одно целое, в отличии от поканальных систем, напоминающий хор отдельных, работающий сами по себе, компонентов. Кроме этого пассивное разделение полос открывает широкое поле для творчества. Например, в кроссовер можно вставлять цепи корректирующие звучание динамиков, подавляющие неприятный металлический призвук в пищалках, согласующие акустическую систему с источником звука и многое другое. Процессоры в ГУ позволяют, на самом деле, реализовать только простые и сильно ограниченные наборы функций.

У систем с кроссовером есть только один недостаток - они индивидуальны и проектируются для конкретного набора динамиком. Универсального кроссовера не существует. Ну и еще их довольно не просто проектировать, нужны специальные знания и инструментарий. Последнее для нас, к счастью, не проблема.

 

Состав фронта:

  • усилитель - Ural PT 2.1200F
  • ВЧ звено - Professional Audio PHT-413, две пары
  • СЧ звено - MOMO HE-816, три пары
  • Пассивный разделительный фильтр - кроссовер.

Рекомендуем
Ural PT 2.1200F
18500 руб.
Количество каналов: 2
Мощность, Вт: 1200
3300 руб.
Типоразмер: рупор
Тип магнита: феррит
Рекомендуем
MOMO HE-816.2
7150 руб.
Типоразмер: СЧ 20см
Тип магнита: неодим

Как видите, фротн будет 2-полосным. Почему? Потому что реализовать трехполосный фронт с такой же громкостью как и двухполосный не возможно (а громкость сейчас, как ни крути нужна людям больше всего). Если вы используете в качестве НЧ звена в трешке "низкоиграющую" середину, то она не работает. В НЧ диапазоне у нее мизерная отдача, а СЧ диапазон вы с нее срежете. Расширите диапазон звучания - будет громче, но тогда ваша трешка выродится в двушку с разным размером СЧ динамиков. Если же вы будете использовать в качестве НЧ звена настоящий мидбас или даже басовик, вы быстро убедитесь, что они имеют очень низкую по сравнению с СЧ динами чувствительность. Сейчас про них говорят "они не громкие". 
Поэтому никаких трешек. Только двухполосные акустические системы.

Почему усилитель Ural PT 2.1200F?

Сейчас этот усилитель самый оптимальный вариант исходя из его потенциала и цены. При стоимости в пределах 20тр мощность 600 Вт на нагрузку 4 Ома. Других таких нет. Часто задают вопрос - почему не MOMO FR-2.1500? Потому что момо это спаренный моноблок с растянутым рабочим диапазоном, а не двухканальник. Его мощность выше только за счет высокой отдачи по току, которая важна при работе с сабом. А при работе на фронт полная мощность усилителя не развивается, важней его коэффициент усиления. Так как урал развивает 600 Вт против 400 Вт у момо на 4-омную нагрузку, можно сделать вывод что урал будет играть громче. Что и подтверждается на практике. Кроме того это просто 2-канальный усилитель среднего класса с нормальным звуком.

Почему такой состав фронта?

Сейчас есть достаточно много наработок по АС с пассивным кроссовером. Самым удачным, на мой взгляд, было сочетание пищалок PAudio PHT-413 с СЧ динамиками MOMO HE-816. Давно хотелось собрать рабочую систему с таким набором динов, но все как-то не представлялось случая.
СЧ динамики MOMO HE-816 уникальные в своем роде. Аналогов, насколько знаю, нет. Почему-то больше никто из конкурентов эту модель не подхватывает. В них невероятным образом сочетается отличная, яркая и прозрачная середина с очень мощным нижним регистром. Мощность очень большая - размер звуковой катушки 2 дюйма,.Эти динамики максимально похожи на мидбасы и были бы ими, если бы не суховатый и зажатый низ. Впрочем практика показала, что полосу их работы можно расширять "вниз" до 63 Гц и довольно сильно навалить. Работают так, что другим 20-кам и не снилось. 
В нашей системе будет 3 пары таких динов. Хотелось бы 4 пары, но из эстетических соображений решили остановиться на 3-х.
Пищалки PAudio 413 давно известны своей высокой мощностью и чувствительностью. Но так же известны и своим, высверливающим мозг через уши, звучанием. Но как оказалось, с помощью корректирующих цепей, входящих в кроссовер, их звучание можно сделать чистым, прозрачным и довольно ласковым. С момо HE-816 они согласуются очень хорошо. Основная нагрузка приходится на миды, так как частота радела полос 7 Кц. Пищалки нагружены ни сильно и лишь придают звучанию нужный окрас и содержание, как и положено ВЧ звену.

Кроссовер. 

Разделительный фильтр в этой системе довольно прост и компактен. Порядок фильтров - первый. Фильтры более высокого порядка не понадобились, все срослось отлично, чем ниже порядок фильтра, тем натуральнее будет звучание. Фильтра выполнен на печатной плате. Можно было бы расположить элементы на обшивке и соединить их проводами, но с платой надежнее и красивее. Жаль только катушки индуктивности не поместились на платах. Очень мало места под обшивкой. Пришлось вынести их за пределы платы и закрепить их в том месте, где они не мешают монтажу.

Подготовка дверей.

Формально эта тема не относится к фронту, но в плохой двери нормального звука не будет. Шумо-виброизоляцию делаем без фанатизма и оголтелости. Только то что необходимо. А именно. Необходимо наклеить вибро демпфер и шумо поглотитель. Вибру наклеили альфардовскую, Rigid 2 мм. Очень тяжелая в работе вибра, требует сильного нагрева, но, после прикатки и остывания, создается впечатление, что закатал дверь фольгированным асфальтом. Технологические окна заклеивать не надо, пытаться сделать из двери рабочий объем тоже не надо. Просто закатываем металл одним слоем, на внутреннюю сторону двери тоже.
Обычно ограничиваются только оклейкой вибры, но в нашем случае такое не Прошло. пробный запуск показал, что хорошо очищенная от призвуков акустическая система в двери без шумо поглотителя звучит примерно как в банке. Слышно большое количество отражений излучения обратной стороны диффузоров. На СЧ творится какой-то хаос. На низах мощное гудение. В поканальных системах это практически не проявляется, там другие искажения все перекрывают. Обязательно наклеиваем поверх вибры поглощающий материал - поролон с пирамидальной поверхностью. Производитель не важен. После оклейки все встает на свои места. К сожалению отсутствует фото.

Итог.

В целом фронт получился шикарным. Отзывы очевидцев только восторженные. Громкость очень высокая, при этом звучание очень сильно отличается от привычного в лучшую сторону. Панч мощнейший, трясет внутренности. Конечно это не SQ, но человеческим это звучание назвать можно. Пробный выезд на местные соревнования дал более существенные подтверждения правильности нашего пути - взяли II место по результатам замера среднеквадратичного звукового давления за 30 сек с одной калитки. Результат был выше чем у многих участников даже в более серьезных категориях. При этом питание было штатное: генератор на 115А и кислота под капотом. Питался усилитель протяжкой кабеля 35 квадратов. 

Есть у нашего фронта еще одна интересная особенность. его можно подключить даже к головному устройству. Занято будет всего два канала. Общее сопротивление калитки порядка одного Ома. Для головы это катастрофически мало. Но, как не странно, работает. Причем так, что не осведомленные люди не верят, что без усилителя. Вопреки ожиданиям, голова совершенно не нагревается. Объяснить этот феномен можно только тем, что у акустической система благодаря пассивному фильтру полностью погашена индуктивная составляющая сопротивления. Хоть усилитель магнитолы и работает на нагрузку 1 Ом, большая часть его мощность рассеивается в нагрузке. Теоретически можно собрать еще пару подобных калиток в задние двери и наваливать от головы не заводя мотор. 

 

Результат.

Готовый проект громкого фронта с подтвержденной эффективностью. С одной стороны собран он на далеко не дешевых компонентах. С другой стороны, при пересчете на результат получается дешево. Доработки электрики фронт не требует. Проводку сильно экономит. 
Воспроизвести систему достаточно просто. Не потребуется никаких специфических знаний, все монтируется к кроссоверу и не требует никакой настройки. Все что остается пользователю настраивать, это частоту среза HPF фильтра (во всю полосу не стоит) и тембр (высокие, низкие, средние, тонкомпенсация). Все остальное уже настроено.