"Геша", он же Hyundai Getz, автомобильчик весьма компактный. С одной стороны это конечно хорошо, маленький салон значительно усиливает бас, но с другой стороны - места для саба катастрофически не хватает. У нас же не спортивный проект, а повседневный, автомобиль должен оставаться автомобилем. Объем багажника использовать можно, но выходить за его пределы - нельзя. Перекраивать облицовку багажника тоже нельзя. Под корпусом саба еще расположился фальш пол, в котором стоят усилители фронта и моноблок. И он тоже крадет достаточно большой объем.

Конфигурация.саба.

Короче места мало. Поэтому действуем самым очевидным способом. Делаем корпус на все свободное пространство и пытаемся выжать из него все что можно. В итоге самым оптимальным вариантом показался ФИ на два динамика размером 12 дюймов и портом на 250-й трубе. Конечно хотелось пару 15-х, было бы совсем огонь, но максимум что можно было бы уместить в багажнике - это короб литров на 70. Наш конфиг позволяет "нарыть" аж 120л, что для пары двенашек очень даже не плохо. Динамики пришлось установить в верхнюю панель дифами вверх и межну ними притулиась труба. Остальные панели просто упираются в стенки багажника. Места на верхней панели настолько мало, что динамики еле умещаются по ширине, а трубу пришлось поставить так, что ее фланец немного нависает над сабами, частично перекрывая подвесы. Мера вынужденная, но, по-моему, вышло вполне симпатично.

Конструкция и материалы.

Материал корпуса - фанера толщиной ... 16 мм
Мало? - Нормально. Кто не согласен, отбомбитесь в комментах. Можно было взять потолще материал, но мы этого не делали по двум причинам. Во-первых, толстые стенки украдут дефицитный объем. Во-вторых - он там просто не нужен. Толстые стенки нужны только для обеспечения жесткости конструкции. А мы ее обеспечиваем дополнительными опорами. В итоге получается более жесткая конструкция, чем с толстыми стенками. 

   
   
 

Выбор сабовых динамиков был прост и очевиден -  Oris LW-D2.12 В бюджетном сегменте это лучшее предложение. Кроме того владелец Геши участвовал в тестировании прототипа этого динамика. В ходе испытаний он наконец-то нашел для себя саб, который у него не горит. Поэтому кроме Ориса сабы вообще-то и не рассматривались. 

Фильтры для саба

 
Естественно, к сабам прилагаются "антипригарные фильтры". Это уже наша оригинальная разработка. Эта тема вызвала много веселья, особенно в среде сандалистов. Но, хотите верьте, хотите нет, эта штука значительно снижает вероятность гибели саба от клипованного (грязного) сигнала и заметно увеличивает отдачу динамика. Кому интересно, можно посмотреть материал, посвященный этому вопросу. Фильтры (их два) размещаются как можно ближе к динам и рассчитаны на скоммутированные в 1 Ом катушки. 
Общее сопротивление саба - 0.5 Ома. Это не очень хорошо, большинство моноблоков, особенно не дорогие, не рассчитаны на такую нагрузку. Обычно это приводит перегрузке усилителя, а дальше клипом жгутся сабы. Но у нас саб с фильтром, который позволит нам безопасно приблизится к границе перегруза и доже перейти через нее. Без риска спалить динамики. В момент появления клипа отдача сабового звена просто перестанет расти с прибавлением громкости. Без фатальных последствий. По крайней мере это так должно работать.

Усилитель сабового звена.

На роль моноблока выбор пал на Oris TA-1250.1 Номинальная мощность 1250 Вт на 1 Ом.
Он не дорог, надежен, как все усилители Oris. Жизнь у моноблока предполагается тяжелая, каждый день его будут насиловать, Перегруз в 0.5 Ома он держит хорошо. Это было проверено ранее. Кроме того он еще и компактный, а это тоже важно, так как все усилители прячутся в фальш пол. Мощности должно хватать. так как номинал каждого динамики 600 Вт.

 

Настройка корпуса.

 
 Самый тяжелый и одновременно интересный процесс - это настройка ФИ. Что такое ФИ? Это не труба, как многие считают, это весь корпус. Это тип резонатора. А резонатор штука тонкая. Его невозможно рассчитать, Добиться результата можно только опытным путем, подбирая объем корпуса и длину и площадь порта. Из трех параметров мы можем менять только длину порта. Объем корпуса у нас максимально возможный, площадь трубы изменить нельзя. Остается только добиться максимальной отдачи и посмотреть что получится.
В результате имеем настройку порта 33 Гц. Ее можно снизить. Если набить корпус до отказа звукомпоглотителем, настройка порта снизится до 27 Гц. Но в нашем случае снижать настройку не понадобилось. И так все сложилось как надо. 
Вторая частота настройки ФИ, про которую почему-то никогда не упоминают, 47 Гц. Что это за частота, вкратце. Работа корпуса ФИ состоит из двух частей, если по простому. В районе частоты настройки порта излучает в основном труба. С повышением частоты ее отдача падает, инерция воздуха в трубе как бы закупоривает порт. 

 

С повышением частоты настройки динамик работает как в зактрытом корпусе. А динамик в ЗЯ так же имеет резонансную частоту, которая зависит от объема корпуса и от собственного резонанса динамика тоже.
Очень часто сейчас говорят про "ровную полку" баса. Скорее всего имеется ввиду ровная отдача в некотором диапазоне частот. Так вот эту ровную полку от корпуса типа ФИ можно получить когда частоты резонансов порта и динамика в объеме корпуса будут находится друг от друга на расстоянии в пол октавы. То есть частоты должны отличаться в 1.4 раза (октава это в 2 два раза, пол октвы - квадратный корень из двух, то есть 1.4).
В нашем случае между частотами настройки ФИ именно такой диапазон, пол октавы. Грубо говоря, когда отдача порта начинает падать, ее подхватывает сам динамик. Это еще один аргумент в пользу выбора динамиков Oris LW-D2.12  По характеристикам они подходят лучше всего.