В прошлый раз мы измерили параметры Тиля-Смолла нашего прототипа. Не сложный теоретический расчет показал, что для этого динамика можно соорудить корпус типа ФИ не большого объема, примерно 25л, при этом параметры готового сабвуфера (т.е. динамика вместе с корпусом) будут такие "как надо".

Наибольший интерес представляют три параметра:

  1. F- частота резонанса динамика в объеме корпуса, обеспечивает отдачу динамика выше частоты настройки порта
  2. Fb - частота настройки порта
  3. Qt - добротность резонанса на частоте F2, она определяет характер звука сабвуфера. Чем выше это число, тем жестче и собранней будет звук. Оптимальное значение в районе 0.7

Теоретический расчет обещал при 25л!! рабочего объема можно получить Fв районе 50 Гц, с нормальной добротностью (т.е. нейтральным характером звука, не жестким и не мягким). При это можно было бы выбрать частоту настройки порта в районе 30 Гц и кайфовать.

Берем лучший в мире материал по соотношению цена/качество для постройки экспериментальных корпусов - старый бабушкин шкаф. Собираем пробный корпус с оптимальным, с точнки зрения удобства изготовления, щелевым портом. Размеры порта выбирались исходя из личного опыта И получаем параметры сабвуфера, вообще не такие, как обещала теория. Благо что мы их можем проверить с помощью измерительного комплекта TS box. На рисунке изображена Z-характеристика прототипа в пробном корпусе.

В первую очередь конечно обещанной низкой настройки в таком маленьком корпусе мы не получим. Резонанс динамика в объеме корпуса 70 Гц, далеко не обещанные 50Гц и самое главное, добротность горба 1.4 Это довольно много и говорит о том, что динамику тесно в этом корпусе. Звук поучился довольно поджатый, собранный, но с хорошей отдачей в районе 60-70Гц. Выше 70 звук довольно резко спадает - это из-за высокой добротности. Ниже 60 Гц работает порт. Настройка порта получилась 43 Гц, довольно не плохо для такого объема. Длина порта максимально большая для такой конструкции, порт без поворотов - прямой, так что ниже настройку в такой конфигурации не сделать. Максимально эффективно порт работает в диапазоне 35-55 Гц, но на большой громкости порт фырчит, нужно будет увеличить площадь порта.
В целом на слух получился саб с ровной уверенной отдачей в диапазоне 40-70 Гц. Выше и ниже происходит заметный спад. Честно говоря, не ожидал что в таком маленьком корпусе будет приемлемый результат. Скорее всего получится сделать корпус немного "ниже", если наполнить его звукопоглотителем. Скорее всего это уберет акцент на 70 Гц и отодвинет нижнюю границу диапазона вниз на 3-5 Гц. И это уже будет приемлемо для автомобилей класса B. Конечно под негров такой саб не очень-то и подходит, но для менее низовых жанров подойдет хорошо. В конце-концов сейчас на рынке полно "насосов" для больших корпусов, а вот с компактными корпусами дело обстоит совсем плохо. 

Следующий корпус будем собирать на 10л больше предыдущего. И так пока не найдем оптимальный вариант.