"Хочу саб (в машину) чтобы место не занимал".
Не смотря на популярность громких фронтов и супер низких низов, этот вопрос не теряет актуальности. Многие по-прежнему хотят иметь в машине сабвуфер, нормальный, с приличным басом, но при этом он не должен занимать место в багажнике. Или, по-крайней мере, чуть-чуть можно, но лучше бы вообще не занимал. Это нормальное человеческое желание, ведь не все используют машину исключительно для перевозки саба от соревок к соревкам. Большинство использует автомобиль

по назначению. В том числе и я. Мне приходилось решать эту проблему как в своей машине, так и в клиентских. Есть возможность понаблюдать, как эту проблему пытаются решить другие. В этой статье я хочу поделиться своим опытом в этом вопросе. Если вам есть что добавить по этой теме, отпишитесь в комментариях. Давайте вместе попробуем обогатить знаниями наше сообщество.

Как сделать компактный саб? Методики решения этого вопроса я бы разделил на две части: правильные и не правильные. К "правильным" я отношу те решения, которые дают результат (в виде баса, конечно, саб должен не только работать, но и басить, а это не всегда одно и то же). А к "неправильным" я отношу те решения, которые приводят только к потере времени, средств и нервов, но так и не дают результата. Конечно это субъективное деление, кто-то будет не согласен. Если не согласны отпишитесь в комментах, обсудим.

Сначала рассмотрим "не правильные".

Динамик маленького калибра в компактном корпусе

Это самый распространенный метод из неправильных. Обычно подбирается сабвуферный динамик размером 8 дюймов, иногда меньше. Под него изготавливается компактный корпус ФИ или ЗЯ. Я считаю его не правильным по двум причинам: 

  1. Чем меньше калибр динамика, тем меньше от него отдача. От 8-ми дюймового дина отдача уже слишком маленькая, на мой взгляд. Деньги (иногда не малые) будут потрачены впустую, результатом будет скромным. Установка такого саба принесет только боль, грусть и разочарование. Подавляющее большинство пользователей не довольны. Довольны только совсем не притязательные люди. Я бы сказал что приличные овалы в полке играют лучше.
  2. Бытует заблуждение, что для маленького динамика нужен маленький корпус. Это не так. Большинство 8-дюймовых сабов будут адекватно работать в объеме порядка 25л и даже более.

Лично мое мнение, пара приличных овалов в полке седана басит лучше. Если у вас седан, вместо мелкого саба поставьте лучше пару 20-х ли овальных блинов в полку.

8-ми дюймовый сабвуфер в корпусе
Компактный корпус, маленький дианамик - отдача будет близкой к нулю

Активный саб под сиденье

Покупается готовое решение - активный саб, который представляет из себя плоский алюминиевый ящик в котором смонтированы усилитель и корпус с динамиком не большого калибра, порядка 6-8 дюймов. Такие штуковины появились лет пятнадцать назад и до сих пор почему-то продаются. Как сабвуфер это устройство функционировать не может в принципе. Но до сих пор находятся люди, которые оставляют отзывы типа "я себе в тойоту кинул пару таких - нормально работают". Работают-то они нормально, но работать и басить - две большие разницы, как говорят в Одессе. Такое решение подойдет только для тех, кто путает ритмичный стук с инфра низом. Кроме как издавать стук, такое устройство больше ни на что не способно.

Компактный и бесполезный активный сабвуфер под сиденье
Подседельная колотушка - абсолютно бесполезная штуковина

Вибрационный сабвуфер.

Это совсем свежая дичь, еще толком не известная широким массам. Но, возможно, если Soud Lound сделает хороший обзор, вещь попрет. Суть вот в чем: на кресло (спинку или сиденье) крепится электромотор на валу которого находится тяжелый не сбалансированный элемент - эксцентрик. Если мотор вращается, эксцентрик создает вибрации с частотой вращения вала. Вибрации передаются напрямую на тушку слушателя и воспринимаются им как инфра низ, причем довольно чистый, особенно если приложится к креслу головой.
Такое решение пытались внедрить в кинотеатрах, но, к счастью отказались от него. Кроме дискомфорта такой вибратор ничего не приносил. Возможно из этого что-то получилось бы, если довести конструкцию до совершенства, но она получится слишком дорогой из-за сложной механики. Да и с инерцией там не все хорошо, ритмично такой девайс работать не мог.
Под видом вибрационного саба сейчас часто тулят виброспикеры. Разница между ними примерно такая же, как между нормальным сабом и нормальным сч динамиком. Масса подвижных частей настолько мала, что они способны воспроизводить только СЧ и ВЧ сигнал.

Вибросабвуфер крепится к жесткой поверхности и передает на нее акустические копебания
Вибро сабвуфер - виброспикер

На Али Экспесс есть такие сабы для автомобилей. Я даже знаю людей, которые такие себе заказывали. Естественно из этого ничего не вышло и не могло бы выйти хотя бы потому, что такой вибратор надо ставить на жесткую панель, на деревянную или фанерную основу кресла, которых в в современном автомобильном кресле просто нет. А прикручивать его к поролону бесполезно. На спортивный ковш можно.

Полочный (FeeAir) саб.

Вот это очень спорный пункт. Полочный саб звучит хорошо. Он не занимает места по определению, но может быть большим, до 12 дюймов. У него есть свои особенности, низких негров он не любит и не умеет воспроизводить, особо мощным не бывает, требует особых больших усилий при установке. Но я считаю, что полочный саб - это одно из самых интересных решений. Тем не менее, установка сабвуфера в полку - путь не правильный. Причин тому две:

  1. Первая причина - основная. Полочных сабов не производят уже лет десять и в продаже их нет. Такой тип сабов исчез полностью. Раньше я бы поместил установку полочного саба в "правильные методы". Сейчас - нет.
    Некоторые производители лукаво указывают, что их динамики универсальные и их можно ставить и в корпус, и в полку. Это не правда и такого быть не может. Дело в том, что полочный саб имеет такие же электро-механические характеристики (резонансная частота, добротность и тд), какие имеет корпусной динамик, установленный в корпус. По этой причине, корпусной динамик, установленный в полку, как и полочный динамик, установленный в корпус, положительного результата не дают и приносят только боль, разочарование и уныние. 
  2. Вторая причина не столь серьезная - полочный саб нормально будет работать только в седане. Для хетчей и, тем более универсалов, такой саб не годится. Нужно изолировать излучение задней стороны диффузора от излучения передней, а это можно сделать только в седане. Кроме того полочный саб нормально работает только при пустом багажнике. Если багажник полный, звучит плохо.
Сабвуфер установлен в полку автомобиля с кузовом типа хэтчбэк
Не полочный саб в полке, да еще в хэтче

Как правильно сделать "правильный" саб, не занимающий место

Установка саба типа "стэлс"

Стэлс'ами называет сабвуферы, которые устанавливают в свободные кузовные ниши. Обычно это ниша левого или правого заднего крыла в багажнике. Корпус такого саба выклеивается из стеклоткани по форме свободного пространства. Таким образом он максимально эффективно использует свободное, условно не используемое, место. Полезный объем багажника не уменьшается. Сабвуфер в багажнике есть, но его как бы и нет, ведь место он не занимает. Отсюда и название, хотя оно сильно притянуто.
Это самое распространенное "правильное" решение для саба, который "не занимает место". Динамик для стэлса может быть довольно большим. Обычно это 10 или 12 дюймов. Конечно отдача от него гораздо больше, чем от 8-дюймового. Поэтому стэлс гораздо предпочтительнее, чем первый из рассмотренных "неправильных" способов. 
Из минусов стоит отметить два обстоятельства:

Стэлс корпус, установленный в правое заднее крыло volkswagen jetta
Стэлс корпус в правом крыле Джетты
  1. Для стэлса нужен специальный динамик. К ним предъявляются весьма специфические требования. Рабочие объемы корпуса не большие, так как большой корпус просто не поместится в крыле. Поэтому динамик для стэлса должен работать в очень тесном пространстве и иметь маленькую посадочную глубину. Типовые динамики для работы требуют не менее 30-35 литров и меют посадку порядка 15-20 см. Конечно при такой конфигурации работать адекватно в корпусе стэлс они попросту не могут. В отличии от них динамики для стэлсов требуют 15-20 литров рабочего объема и имеют посадочную глубину порядка 8-9 см
    Если вы хотите поставить себе в машину стэлс? ищите специальный дианамик, типовой не подойдет.
  2. Корпус саба типа "стэлс" выклеивается по свободному месту и стоит довольно дорого. Средняя цена порядка 10тр. Изготавливаются в основном на заказ. Готовые и качественные корпуса встречаются крайне редко. Ну и специальный динамик тоже не самый дешевый.

Изготавливаем полку-корпус

Это самый интересный и необычный способ установки саба. Подходит далеко не для всех автомобилей, в основном для седанов (по крайней мере я бы его стал применять только для седанов). Больше всего для таких схем установки подходят зубилы и десятки, так как в этих машинах нет металлической полки под декоративной.

Суть метода в том, что вы покупаете (или изготавливаете) жесткую и крепкую акустическую полку полку и снизу к ней приделываете корпус. Я сам делал такой корпус для своей 99-й. Рабочий объем получился порядка 40 литров и это еще был не предел. При этом корпус не выглядывал ниже створа багажника при открытой крышке багажника был не виден. В эту конструкцию был установлен 10 дюймовый динамик, хотя можно было поставить и 12-й. В то время я занимался установкой спутниковых антенн. У меня всегда был полный багажник инструмента и материалов, но я ездил с сабом.

Полка корпус для автомобиля лада 21099, не занимет полезный объем багажника
У меня был похожий, только более компактный корпус ЗЯ

Специальный динамик не обязателен, все что проходит по габаритам и рабочему объему - будет работать. Можно применять динамики для стэлса. В моем случае в том рабочем объеме могли работать два двенадцатых динамика.
Сделать корпус можно не только из листового материала типа фанеры. Его можно склеить из стекловолокна. Такой корпус подойдет для автомобилей у которых под декоративной полкой есть металлическая. В этом случае конечно понадобится динамик для стэлса. Разумеется стоимость такого корпуса будет очень высокой. Изготовить его не просто и далеко не каждый установщик за такое возьмется.

Итог

Это основные методы, про которые мне хотелось бы рассказать. Про некоторые меня часто спрашивают, некоторые просто кажутся интересными или забавными. Наверняка можно придумать еще что-нибудь. Поделитесь, если есть чем.

Что еще хотелось донести до читателей в итоге.
Стоит понимать, что не получится сделать саб, не занимающий место, дешево. Я всегда говорю своим покупателям: хотите сэкономить место - нужно потратить деньги, хотите сэкономить деньги - забывайте про свободный багажник. 
Можно купить дешевый 15-дюймовый динамик, к нему не дорогой усилитель, корпус литров 100 и наслаждаться достаточно не плохим инфра низом. Но чтобы сделать компактный саб с такой же отдачей придется потратить в несколько раз больше. Отдача от компактного саба меньше, поэтому придется наболтать усилитель. Сам динамик будет значительно мощнее и прожорливее. Усилитель должен ему соответствовать, а дальше проводка, аккумулятор, генератор... И то, может не получится так же приятно как с дешевым дином.
Если вы любите наваливать, то схемы с компактными установками сабов не для вас. Наваливать лучше на типовых динамиках с большими магнитами, 3-4 дюймовыми катушками и прочими принадлежностями крутых сабов. Компактный саб это тема SQ-шная. Чтобы озвучить внутреннее пространство автомобиля его более чем достаточно, но навалить практически не реально.